Толщина керамической плитки - прагматика выбора

Именно по этой Когда речь заходит об облицовке плиткой пола в зонах с интенсивным движением или в цехах промышленных предприятий, то нужно принимать во внимание целый комплекс факторов, среди которых собственно толщина плитки занимает отнюдь не самое главное место.

Да, действительно, предел прочности на изгиб отдельно взятой плитки возрастает с увеличением ее толщины. Но предел прочности на изгиб представляет собой прежде всего характеристику материала, из которого изготовлена плитка, и никаким образом не относится к механическим характеристикам собственно самой плитки.

Эта характеристика проверяется для того, чтобы убедиться в правильности выбранного производственного процесса для получения материала требуемой плотности. Следует подчеркнуть, что максимальная нагрузка изгиба для отдельно взятой плитки, измеряемая в соответствии с методикой, определяемой стандартом EN ISO 10545.4, оказывается ниже реальной прочности плитки в процессе эксплуатации, поскольку плитка является составной частью напольного покрытия.С помощью расчетов и математических моделей можно доказать, что максимальная нагрузка, которую выдерживает уложенная плитка, иногда в десятки раз превышает тот же показатель, получаемый при проведении лабораторных испытаний на отдельно взятых плитках, не связанных с опорой напольной облицовки.

Впрочем, этот вывод является в большой степени интуитивным, если принять во внимание вклад в прочность по отношению к механическим нагрузкам различных слоев несущей конструкции и стяжки, с которыми связана уложенная плитка.В этой связи гораздо важнее грамотное выполнение стяжки и тщательное соблюдение предписанной технологии укладки. Любые раковины, пустоты, неровности основания могут поставить плитку в противоестественные условия эксплуатации.

Причем с увеличением формата плитки требования к качеству основания и укладки ужесточаются.Определенный интерес мог бы представить такой параметр, как стойкость к движению транспортных средств. Однако это особая механическая характеристика, измерение которой требуется только для плитки марки NF8UPEC (Marque NF - Carreaux ceramiques pour revetement de sol associee a la marque UPEC).

Эта марка плитки существует только во Франции и относится к материалам, предназначенным для мощения. Таким образом, эта характеристика не подпадает под требования стандартов EN ISO.

Стойкость к движению транспортных средств представляет собой показатель того, насколько прочным является участок мостовой облицовки (т. е. не отдельно взятой плитки, а части покрытия мостовой, выложенной по особой методике) при воздействии на него механических нагрузок, возникающих при продвижении по нему тележки, имеющей определенный вес и характеристики. Тележка прокатывается по покрытию в течение определенного времени.

Имеются две методики проведения испытаний в различных условиях для глазурованной и неглазурованной плитки. Глазурованная плитка подвергается испытанию на стойкость к движению легких тележек. Для проведения испытания используется трехколесная тележка с колесами из твердого пластика массой 450 кг. Испытание продолжается в течение одного часа.

Неглазурованная плитка подвергается более суровому испытанию на стойкость к движению тяжелых тележек. Это испытание устанавливает прочность плитки на одновременное воздействие нагрузок, возникающих при движении транспортных средств и при ударах. При проведении испытания используется стальное колесо массой 30 кг.

Нагрузка от удара производится двумя стальными пластинками, расположенными на пути движения колеса таким образом, чтобы удар приходился на бортик и на середину плиток, подлежащих испытанию. Испытание продолжается в течение 4 часов и пройденный колесом путь должен составлять 14 км.

Но, как мы уже отметили, общеевропейскими стандартами такого рода испытания не предусматриваются.В свое время специалисты FMPA (Исследовательского и испытательного центра строительных технологий Института Отто Графа при университете Штутгарта) проводили тестирование распространенных моделей складских подъемников и погрузчиков с точки зрения разрушающего действия их колес на поверхность пола. Таблица 1.

Грузоподъемность КГ ТипКолес Нагрузка на пол N/mm2
1 000 - 5 000 Пневматические 0,7 - 0,9
1 000 - 5 000 Литая резина 1,2 - 1,8
1 000 - 3 500 Полиуретан 3,0 - 6,8
500 - 3 500 Полиамид* 18,0 - 22,0
500 - 3 000 Сталь 80 - 150
* Нейлон и Перлон Исследователи пришли к выводу о полной недопустимости использования подобного класса механизмов на стальных колесах.

Использование полиамидных колес признано весьма критичным. Что же касается полиуретана, литой резины и пневматики, то применение таких колес у погрузчиков не вызывают каких-либо проблем с поверхностью пола.В соответствии с классификацией, действующей в Германии, нагрузки до 6 N/mm2 относятся к 3-ей группе.

Для таких нагрузок производители рекомендуют напольную плитку с пределом прочности на изгиб 3 000 - 5 000 N. В ассортименте продукции концерна Detsche Steinzeug такой предел обеспечивают керамические граниты толщиной от 10 до 12 мм (3 700 N - 5 300 N), или экструзионная плитка толщиной от 11 до 14 мм (3 400 N - 5 500 N). Таким образом, облицовка из керамического гранита толщиной 12мм или клинкера толщиной 14мм практически соответствует нагрузке, которую оказывает трехтонный погрузчик на полиуретановых колесах, не говоря уже о пятитонных машинах на колесах из литой резины или пневматических шинах.

Для нагрузок, относящихся к следующей, 4-ей группе (от 6 до 20 N/mm2), рекомендуется плитка с пределом прочности на изгиб 5 000 - 8 000 N. Такими характеристиками обычно обладают керамические граниты толщиной от 12 до 15 мм (5 300 N - 8 300 N), или экструзионная плитка толщиной от 14 до 18 мм (5 500 N - 9 100 N). Но здесь нужно отметить, что уже на третьей ступеньке этого ряда мы приближаемся к диапазону нагрузок, оказываемых лишь полиамидными колесами, применение которых специалистами признается крайне критичным.Здесь вступает в действие и экономический фактор.

Дело в том, что увеличение толщины плитки на каждый миллиметр резко увеличивает стоимость продукта. Увеличивается время, требуемое на обжиг материала, а, следовательно, возрастают расходы на энергию, которые составляют львиную долю в себестоимости керамической плитки. Именно по этой причине большинство мировых производителей прекратило выпуск керамических гранитов толщиной 16 - 18 мм, хотя технология их производства была уже хорошо отработана. Поэтому принятие решения об использовании на объекте плитки толщиной более 12-13 мм требует очень серьезной технической мотивации. И тщательное соблюдение предписанной