Строительные лицензии – свидетельства СРО. Анализ и перспективы.
Строительные лицензии – свидетельства СРО. Анализ и перспективы.
22 июля текущего года, Президентом был подписан Закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и другие законодательные акты». Наконец, «светлое будущее» строительного комплекса стронулось с рельс словесности в сторону созиданий и свершений.
Собственно, из-за чего весь сыр бор? Ведь строили же при системе госрегулирования. Хорошо или плохо – дело вкуса. Зачем переходить на саморегулирование?
Итак. Система саморегулирования в строительной отрасли вводится по трем ее основным направлениям: в области инженерных изысканий и архитектурного проектирования, собственно строительства, капитального ремонта и реконструкции. Члены саморегулируемых организаций, сокращенно СРО, получат свидетельства – допуски на выполнение определенных видов работ. Причем не на определенный срок, как это было со строительными лицензиями, а единожды на все время действия компании. И «все это счастье» весьма за символическую таксу – 1 млн. рублей, плюс некую сумму на содержание аппарата СРО.
Идея отмены строительного лицензирования муссируется уже не один год. Основной ее посыл – в том, что государство более не в состоянии на должном уровне контролировать деятельность строительных компаний, коих по самым скромным подсчетам порядка четверти миллиона. Следующее обоснование – устранение административных барьеров и препонов на всех этапах реализации строительных проектов, искоренение коррупции в строительной сфере, лоббирования корпоративных интересов крупных игроков данного рынка. И последнее, уже следствие: переход на саморегулирование позволит изменить структуру строительного рынка, наполнить его ответственными, профессиональными игроками, способными изнутри стандартизировать свою деятельность. Красиво!
Красиво, но непонятно! Почему-то на ум приходит финал старого анекдота: «Суслики, вам следует стать ежиками! А как? Как не знаю, но идею я вам подал!»
Все по порядку.
Лицензия – это официальный документ, выданный государством и гарантирующий самим же государством компетенцию и профессионализм ее держателя, соответствие строго установленным государственным стандартам. Тогда как, свидетельство или допуск формата СРО вовсе не гарантирует, что ее участник – обладатель достаточного опыта и квалификации, базового образования, соответствующе технически и технологически обеспечен; то есть, просто-напросто, профессионально пригоден.
Планируется, что в формировании СРО примут участие и строительные киты, и индивидуальные предприниматели. Пресловутый миллион в качестве компенсационного взноса для первых – не более чем «семечки», для последних – существенное бремя. И, вероятнее всего, оно переляжет на плечи потребителей, воспользовавшихся услугами небольших строительных или ремонтных компаний.
Это обстоятельство как-то не очень стыкуется с развитием малого бизнеса, уделом которого остается пускать кораблики в окрестных лужицах. Мелким компаниям ничего не останется, как уходить в узкую специализацию, исполняя функции заказчика, подрядчика или субподрядчика. Для этого нет прямой необходимости вступать в СРО, но и выше своей головы им уже не прыгнуть.
Еще один непонятный момент. Каким образом пойдет реализация квот, исполнение которых является обязательным условием для создания СРО? Понятно, для Москвы и Питера квота в 50 строительных компаний – не показатель, но для регионов России это число запредельно. Наряду с этим, нет ли опасности на этапе создания СРО впадения всего строительного комплекса в процессы, аналогичные политическим и территориальным переделам эпохи феодальной раздробленности. Когда более крупные и сильные мира сего поглощали, уничтожали или всеми правдами и неправдами переманивали на свою сторону слабых.
А какое место отведено иностранным строительным компаниям? С их нормативами, отличными от наших, и, вовсе, не в пользу последних. В какое СРО им «бедным» податься?
И напоследок, осталась одна, по сути дела, пустяковая деталь. Новый ФЗ «слегка» расходится с Конституцией России. Так, ст. 30 п. 2 Основного Закона гласит, что «Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». А тут, предлагается добровольно-принудительное членство в саморегулируемой организации.
P.S. Следует отметить, что и Федеральный Закон о лицензировании от 8 августа 2001 года пока еще никто не отменял. Следовательно, строительные лицензии, выданные в 2008 году не должны прекратить своего действия ранее 2013 года.
Предоставлено группой "Объединенные юристы"