Путь к цивилизации
Цивилизованное строительство
Архитекторы, строители, инженеры и производители стройматериалов обеспокоены ходом реализации Закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27 декабря 2002 года. С момента принятия закона прошло более 6 лет, но ни один из строительных технических регламентов до сих пор не принят. Следовательно, замены устаревшим СНиПам пока нет.
Кроме того, не достигнуты и главные цели реформы технического регулирования:
- ликвидация препятствий в виде необоснованных административных барьеров для развития бизнеса (прежде всего избыточного ведомственного нормирования и контроля, обязательной сертификации);
- снятие ограничений для технического прогресса и нововведений (главным образом обязательных требований стандартов);
- стимулирование предпринимательской инициативы, в том числе путем активного вовлечения бизнеса в нормотворческий процесс.
Сегодня, как никогда, важным является участие в процессе разработки технических регламентов тех, кто будет потом по ним работать – представителей российского строительного бизнеса: проектных и подрядных организаций, девелоперов, производителей строительных материалов и конструкций.
У бизнеса есть два пути скорейшей реализации закона. Во-первых, это активное участие в работе экспертных советов по разработке технических регламентов. В Экспертный совет при Экспертном управлении Президента Российской Федерации по разработке проектов Федерального закона о техническом регламенте входит много представителей ведущих компаний строительной отрасли. Они выступают экспертами, финансируют разработку проектов и привлечение экспертов, делясь собственным менеджерским опытом, способствуют грамотной организации и ускорению процесса работы с документами.
Во-вторых, ускорению внедрения регламентов способствует самостоятельная работа производителей строительных материалов по сертификации продукции, по проведению комплексных исследований новых изделий для определения их качеств, свойств, соответствия действующим нормам и разработке затем соответствующей документации. Отсутствие таких документов тормозит развитие строительства, внедрения в ассортимент строительных и отделочных материалов новых прогрессивных технологий и продуктов.
Например, отсутствие у некоторых производителей сертификатов пожарной безопасности на фасадные системы не позволяет использовать при выполнении вентилируемых фасадов эффектных облицовочных материалов. При этом сертификат на сами облицовочные панели есть, а на комплект, включающий и несущую конструкцию, – нет. В России норм и методологии исследований таких комплексных систем нет, их можно провести за рубежом, что по карману только крупным компаниям, производителям, уверенным в качестве и надежности своей продукции.
Удачный пример новации в этой области – компания «Армстронг», производитель разных видов подвесных потолков. Она провела исследования огнестойкости всей конструкции подвесного потолка: его панелей, подвесной системы, крепежа. В результате оказалось, что время огнестойкости – устойчивости подвесного потолка при пожаре – увеличилось до 90 минут. А за 90 минут несложно покинуть даже очень большое по площади помещение.
Также подтверждением успешности этой деятельности являются факты разработки на внебюджетной основе целого ряда специальных строительных регламентов на хризотил-асбест и асбестосодержащие материалы и изделия; кровли, кровельные и гидроизоляционные материалы; полимерные строительные материалы и изделия; цемент и его производство; бетонные и железобетонные изделия и конструкции; стекло и изделия из него, применяемые в зданиях и сооружениях; деревянные клееные конструкции; теплоизоляционные материалы и изделия; регламент на малоэтажное строительство.
Конечно, являясь даже крупным производителем, сложно влиять на ситуацию в одиночку. Поэтому сегодня заинтересованные компании объединяются в некоммерческие организации для совместного отстаивания своих интересов. Так, 15 июня 2006 г. решением Общего собрания учредителей было создано Некоммерческое партнерство «Объединенный совет по техническому регулированию в строительстве». Новая организация прошла государственную регистрацию и внесена в Единый государственный реестр юридических лиц.
Предметом деятельности Партнерства является консолидация профессионального сообщества и государственных органов для выработки общей позиции, принятия и реализации совместных решений по вопросам нормативного правового и нормативного технического регулирования строительного рынка, стимулирования и поддержки рыночных преобразований, участия в реформе технического регулирования в строительстве.
Как ни банально это звучит, реформа технического регулирования, пожалуй, один из немногих примеров, когда в подготовке законов, которыми являются технические регламенты, может принять участие практический каждый.
Представлено Armstrong Europa Gmbh