Ликвидация последствий землетрясения в Армении

Печальная дата 7 декабря 1988 года надолго останется в нашей памяти.

Землетрясение в Армении – эту трагедию восприняли как свою собственную беду все жители тогда еще государства СССР. Со всех уголков страны были направлены специалисты на спасение пострадавших. Оперативно был создан постоянно действующий штаб по чрезвычайным ситуациям. Оказание помощи, а также строительно-восстановительные работы велись круглосуточно. Министерством строительства СССР было принято решение о формировании специальных спасательных отрядов и строительно-монтажных поездов (СМП) включая строительное оборудование, специальную технику (автокраны, авто и железнодорожный транспорт, комплекты землеройной техники, передвижные электростанции). Отряды были оснащены рациями, палатками, вагончиками для временного жилья, а также продовольственным месячным запасом.

Началась круглосуточная работа. Панорама Ленинакана представляла собой город, который прошел Отечественную Войну, разрушенный авиабомбами и тяжелой артиллерией. Вместо зданий – горы обломков, на шоссе и площадях – провалы, инженерные сети разрушены. На улицах пылают костры – это оставшиеся в живых люди греются и готовят пищу. Прилетевших строителей сразу же разместили на поле стадиона имени Ширакаци. В палатках разместились спасатели из КОМИ АССР, Ярославля, Череповца, Мурманский коллектив базировался в районе Тбилисского шоссе, а также на фабриках имени Чкалова, Лукашина и в районе автовокзала. Эти отряды выполняли огромную, круглосуточную работу по разгрузке прибывающих вагонов и транспортных самолетов с тяжелой техникой. Первоочередной была и разборка спасателями завалов жилых зданий, школ, детских садов. В первые дни сводный отряд спасателей извлек из завалов 334 человека, в том числе живыми 49 человек. В дальнейшем к спасательным работам подключились отряды Минобороны и остальных строительных Министерств, работающих на второстепенных объектах, что вызвало решение Правительства СССР и КПСС поручить, Министру Решетилову В.И., возглавить в Ленинакане все спасательные и строительно-восстановительные работы.

Грустно и печально смотрелся бывший город Ленинакан: ничего кроме палаток, вагончиков и вагонов пассажирских поездов – одни руины. Предстояло, после ликвидации руин, застраивать территорию, принимать структурные решения. В итоге обозначился всеобщий план действий: создано объединение «Армениязапстрой».

Образована из специалистов – проектировщиков проектная группа из 20 человек, безвыездно находящаяся в Ленинакане с руководителем ГПИ-6 Кухтенковым В.И. Главкам Министерства поручено проанализировать свои вопросы:

  • по кадрам,
  • по материально-техническому обеспечению,
  • по механизации,
  • автотранспорту,
  • грузовым перевозкам.

Особое внимание – создание материальной базы на месте. Все заводы, цеха, производственные узлы, мехмастерские были разрушены, снабжать всем необходимым из центра для строительства города мы смогли только в начальный период, тем более было вынесено решение Правительства СССР строить повторно жильё только из монолитного бетона. Поэтому заводы ЗАО «Стройтехники» в ударном порядке изготовили и смонтировали на месте бетонных работ бетоносмесительные установки, а также пневморазгрузчики типа «Монжус». Были созданы и установлены батареи складов цемента ёмкостью 40 кубометров каждая, комплект опалубок, леса рамные и леса других типов, подмостей, подъемников, вибраторов, вплоть до скарпелей, кирочек, молотков, соколов и мастерков, а также строительных люлек для каждого СМП. Но главной была забота о рабочих и ИТР, направляемых в Ленинакан. Наши люди понимали трагедию дружественного нам Армянского народа, добровольно ехали сюда для оказания помощи. Никто не задавал вопроса: «Сколько я буду зарабатывать?» Люди были размещены в чудом оставшихся зданиях, в железнодорожных вагонах, палатках, вагончиках, организовали минимальное обустройство, питание.

Уже в январе 1989 г. силами созданного строительного объединения был восстановлен завод ЖБИ треста Ленинаканстрой. Построены в г. Ленинакан: бетонный узел, состоящий из 4- БСУ Ярославского завода «Стройтехника» производительностью 120 м3/час., мини КПД сейсмостойких панелей, выдерживающих девятибалльные колебания, производительностью 40 тыс. м3 в год. В его состав вошли цех по производству наружных панелей в формах с терморубашками, цех с вертикальными формами-кассетами для внутренних стен, эстакадой готовой продукции, с мостовым подъемным краном и цех по производству товарной арматуры производительностью 10 тысяч тонн в год и компрессорной. Большой склад цемента единовременного хранения 2500 тонн цемента и подземное приемное устройство для разгрузки одновременно из двух железнодорожных вагонов – хопров, трубопровод подачи цемента. База УМиАТ на 300 маш/мест. Склады ОРСа. Помещение аппарата объединения с тремя гостиницами-общежитиями, с проектным блоком, пищеблоком и центральной диспетчерской.

 

Построены на станции Аревик:

Асфальто-бетонный завод производительностью 100 тысяч тонн асфальта в год с битумохранилищем емкостью 1000 тонн с разогревом битума из железнодорожных цистерн и в хранилище с помощью паровоза. Кассетное производство вентиляционных блоков для монолитных домов и КПД. Повышенный тупик для единовременной разгрузки инертных за 30 минут из 13 вагонов. База УПТК товарооборотом в год более 100 миллионов рублей.

В Ахурянском районе построены и введены в эксплуатацию дробильно-сортировочная установка производительностью 120 тысяч м3 базальтового щебня карьер песка. По кооперации с черенцеванским карьером налажено дополнительное производство перлитового щебня и песка в объеме 60 тысяч м3 в год.

Только в строительство базы вложено около восьми миллионов рублей. Министерством и Госснабом СССР было поставлено около 600 единиц различной строительной техники, в том числе башенных кранов 100 единиц (68 из них произведены «Стройтехникой»), миксеров 80 единиц и др, металлической опалубки 1500 тонн. Для ускорения строительства объектов на стройплощадках непосредственно у домов были организованы мини полигоны для изготовления плит перекрытий с прогревом бетона с помощью термоматов.

В связи с резким отставанием строительства ТЭЦ в микрорайоне 58 были смонтированы, изготовленные и поставленные Министерством, быстровозводимые котельные. "Союзсевзапспецстроем" в кратчайшие сроки были восстановлены городские очистные сооружения. Работы велись напряженно, в высоком темпе и при полной всесторонней поддержке. Показательной, на первых порах, была ситуация перед самым вылетом в Ленинакан: все делалось как можно быстро, ну и были от этого прорехи.

Небольшой эпизод: первые бригады спасателей должны были улететь ранним утром. 9 декабря, все подготовлено уже с 8 декабря. Поздний вечер, магазины закрыты, а продовольствие ещё не закуплено. Наш зам. министра Лосев Юрий Григорьевич, обратился в Моссовет: «Помогите решить, ранним утром уже вылет, но не успели купить провиант!» И вот волшебство: несколько магазинов рядом стоящих с нашим Министерством позвонили и предложили полный ассортимент продуктов, кроме спиртного. Вопрос решен!

Наряду со спасательными работы одновременно велось проектирование и развертывание строительства. Первый четырехэтажный монолитный дом поручено возвести Чувашской Республике. 7 января, ровно через 1 месяц после катастрофы уже пошёл товарный бетон в фундамент дома. Работу решили доверить лучшим монолитчикам, а рядом с ними, в учебных целях начинали заливку бетона рабочие и ИТР СМП «Армениясевзапстрой». Сотни Ленинаканцев, представители власти стали свидетелями того, как Зампред Совмина РСФСР Лобов Олег Иванович и Замминистра строительства Лосев Юрий Григорьевич заложили в фундамент капсулу с текстом о страшной трагедии армянского народа и братской помощи России.

Первый дом – это старт строительства жилья, культбыта 58 микрорайона, а далее последовали район Мармашен и другие, более мелкие пятна строительства. Уже в первый год было запланировано строительство 150 тыс. квадратных метров жилья, школ, детских садов, других объектов инфраструктуры. С весенним теплом серьёзную опасность представляет возникновение эпидемий. Первоочередная задача – необходимо восстановить городские очистные сооружения!

Я очень хорошо знал работников Нижегородского треста № 12, где мы, плечо к плечу в городе Ржеве строили водозабор на Волге, водовод протяженностью 6 километров, а также расширяли комплекс очистных сооружений, находящихся в нижнем течении от Ржева. Этот одаренный трест, работал вахтовым методом, организовал круглосуточную работу, очистные сооружения нового Ленинакана были введены в рекордный срок!

По большому счету надо сказать, что монолитное строительство – это многодельная работа, требующая большого количества техники непосредственно у объекта. В связи с тем, что жители Ленинакана ждут - не дождутся нового жилья, проектные организации нашего Министерства, такие как «ГПИ-6», «ПТИ», СКБ «Строймеханизация», входящие в состав ЗАО «Стройтехника», СКТБ «Стройиндустрия» усиленно работали по проектированию, поиску новых решений для ускорения строительства, удешевления его, но с непременным требованием соблюдения сейсмических условий. Монолитное строительство – многодельная работа, но вышеупомянутые СКТБ «Стройиндустрия» добилось-таки своего: непосредственно для Ленинакана разработало сборные конструкции домов, а также механизм испытания для возводимых домов - до 9 баллов по шкале интенсивности землетрясений! Результат внедрения таких домов оказался экономичнее, быстрее в полтора раза, и дешевле на 30%, чем монолитные здания. После компетентных испытаний на сейсмичность было решено весь жилой массив Ленинакана застраивать только с применением панелей, устойчивых к землетрясениям до 9 баллов.

Первый дом был сдан под заселение в июле 1989 года. Ярославцы переработали фундаменты домов на сборные, и начали закладку двадцати домов в МКР-8 для военнослужащих.

В марте 1989 года был спроектирован МКР-58 с привязкой домов по поступившим опалубкам. КБ им. Якушева разработало типовые дома на все микрорайоны. По указанию Лосева Ю.Г. на заводах «Стройтехника» и территориальных объединений были изготовлены щиты опалубки. Это около трех тысяч тонн металлоконструкций и в июне 1989 года все поезда были оснащены опалубками. Созданные базы по бетону могли выдавать до 1800м3 бетона в сутки. На МКР-58 было подготовлено к пуску тепла 36 домов, смонтировано 5 трансформаторных подстанций. Отставало строительство основной котельной и реконструкция высоковольтной подстанции (работы выполнялись местными организациями). Было принято решение смонтировать временные котельные на МКР-58 и подключить ТП по временной схеме. И уже в январе 1990 года на первые дома было пущено тепло.

В целях ускорения строительства, монолитные перекрытия домов были перепроектированы на сборные. Оперативно работали службы «Минсевзапстроя». В течение двух месяцев на заводах «Стройтехника» все поезда были оснащены поддонами для изготовления сборных перекрытий непосредственно под башенными подъемными кранами на площадках. «Минсевзапстроем» и КБ им. Якушева монолитный дом был переаботан на сборный вариант. В кратчайшие срок был построен цех по выпуску сборных перегородок и в сентябре 1990 года был смонтирован первый сборный дом на МКР «Мармашен». В июне 1990 года началось строительство монолитных домов на МКР «Мармашен» где планировалось построить 127 домов, две школы, три детских садика и ряд магазинов. Большие простои были из-за задержки цемента. На МКР-58 было сдано 60 домов (68т.м.2), пять трансформаторных подстанций, три временных котельных, проложено 4,5 км.

Тепловых сетей, десятки километров кабельных, водопроводных, канализационных сетей, дороги и площадки. На МКР-8 сдано 15 домов. На МКР «Мармашан» было заложено 80 домов и фундаменты под школы и детские садики. Были смонтированы и сданы под монтаж оборудования фабрики им.Чкалова и им. Лукашенко.

По ряду причин, одна из которых суверенизация Союзных республик, строительство в г. Ленинакане российскими территориями было прекращено. Вся техника, оборудование, механизмы, краны, автотранспорт (более 600 единиц), бытовые городки были переданы вновь созданным Армянским трестам.

Чумаков В.С. - Заслуженный строитель России.
Статья предоставлена ЗАО Строительная техника