Города и цвет

«Город – чудовище, отвратительный хищник. Пожирает людей на завтрак, на обед и на ужин... И продолжает жить века после их смерти» – под словами великого Рэя Бредбери сегодня подпишется, пожалуй, любой житель мегаполиса. И неспроста. Современный крупный город – среда крайне агрессивная, враждебная самой природе человека, более того, меняющая её кардинально. Можно ли ее «приручить»? Да, если использовать высокие технологии.

Дикие кварталы

Почему города стали агрессивными к своим создателям и обитателям? Это произошло, когда людей в них стало слишком много. Перенаселенность заставила серьёзно сократить личное пространство, максимально упростить архитектуру и пожертвовать красотой ради функциональности.

Но монотонность и одинаковость городской среды противоречит самой физиологии человека. Дело в том, что наши глаза постоянно совершают микродвижения (так называемые «саккады»), как бы сканируя окружающее пространство и постоянно снабжая мозг информацией. В случае с природным окружением такие движения невелики по амплитуде, довольно симметричны и не вызывают дискомфорта (взгляд «знает», что конкретно он фиксирует в данный момент). В городе всё обстоит по-другому, и причина тому – одинаковость формы и цвета, не позволяющая мозгу однозначно «привязаться к реальности».

Проще говоря, привычный городской ландшафт – многоэтажные жилые комплексы, автодороги, промзоны в одинаковых строениях и заборах, отсутствие цветовых пятен – заставляет глаза «перерабатывать», так как очередная саккада не приносит новой и полезной информации. Амплитуда движений возрастает, глаза утомляются, растёт дискомфорт. Доказано, что там, где визуальной однородности больше, хуже криминогенная обстановка, больше психических отклонений у жителей, выше заболеваемость.

«Сегодняшняя городская среда, – считает искусствовед Вера Калмыкова, к.ф.н., специалист по городской культуре, – не то чтобы сознательно враждебна человеку. Скорее она просто не предполагает человека как субъекта. Это, в основном, вопрос соразмерности: исторические кварталы, примерно до эпохи модерна включительно, комфортны в силу ориентированности именно на обитателя, они обладают характером, чёткими границами, прихотливой формой, часто цветом или орнаментальной отделкой. Начиная с конструктивистских «кубов» человек, житель вытесняется из среды обитания. Из субъекта он превращается в объект, нечто не совсем одушевлённое, придаток «машины для жилья», по определению Ле Корбюзье. Это не может не вызывать протеста, осознанного или неосознанного».

Города и цвет

Приручение зверя

Серьёзные попытки «приручить» одичавшие города начались, пожалуй, в конце прошлого века. Мегаполисы сформировали внутри себя новую андеграундную культуру, питательной средой для которой стал жёсткий быт стандартизованных городских окраин. В первую очередь речь идёт о таком «маргинальном» явлении, как граффити. Оно родилось из сочетания протеста городских низов и возможности и потребности убрать агрессивные визуальные поля промзон и массовой застройки. Бетонный забор, покрытый разноцветным (и зачастую очень сложным!) орнаментом превращался если не в произведение искусства, то в архитектурный акцент, снимающий усталость «замыленных» глаз. А непримиримая борьба городских властей с «вандализмом» способствовала быстрой эволюции стилей и постоянной смене сюжетов.

Интересно, что Нью-Йорк, фактически родина граффити в современном понимании, дольше и успешнее всех городов боролся с этим уличным искусством. Начав в середине 80-х годов тотальную борьбу за порядок, власти «Большого яблока» практически вытеснили уличных художников с улиц. Но именно эти годы можно считать началом официального возвращения цвета и формы в обезличенную среду мегаполиса, причём в места, ранее считавшиеся образцом респектабельного консерватизма.

Таков, например, Empire State Building, пожалуй, самый известный небоскрёб Нью-Йорка. Ещё относительно недавно было трудно представить, что внутри стандартных псевдоклассических стен старого офисного центра возникнет буйство красок. Однако теперь полы одного из этажей сами по себе становятся достопримечательностью – благодаря необычному и яркому дизайнерскому решению.

Город-сказка

В 2009 году сувенирный магазин HMS Host, расположенный на 80-м этаже небоскрёба, решился на необычный ремонт. Не желая кардинально менять стиль (вполне консервативный модерн) и при этом внести современный дух в интерьер, владельцы магазина отважились на эксперимент и выбрали необычное цветное напольное покрытие. Оно позволило создать в пространстве Art Deco настоящий постмодернистский карнавал, само по себе сделавшись объектом искусства.

Разработкой и осуществлением проекта занималась американская компания Centiva, входящая в состав международного гиганта Tarkett (ведущего производителя напольных покрытий) и специализирующаяся на дизайнерской виниловой плитке. В результате приложенных усилий пол и стал местной достопримечательностью.

Города и цвет

«Дизайнерская виниловая плитка, такая как Art Vinyl, – говорит Татьяна Кузнецова, директор по маркетингу и развитию бизнеса виниловых напольных покрытий компании Tarkett в России, – материал для такого рода экспериментов уникальный. Она позволяет создать однородное, очень стойкое и необыкновенно яркое покрытие практически в любом помещении. Это обеспечивается свойствами материала: прочный и эластичный полимер, окрашенный в любые цвета (есть даже перламутровые и металлические оттенки), укладывается без каких бы то ни было замков, причём подгонка краёв настолько точна, что стыки фактически отсутствуют. Такое решение и было выбрано в Empire State Building, где дизайнеры Centiva воспользовались виниловой плиткой ручной работы серии Magics».

В данном случае необычность покрытия действительно объясняется и точностью подгонки плиток. И основной фон, и медальоны, повторяющие цветом и формой стеклянные потолочные плафоны, были нарисованы и выкроены на производстве при помощи ультразвуковой резки, благодаря чему пол смотрится как фантастическое живописное полотно.

Добавим, что по такой же технологии был модернизирован Centra Lynchburg General Hospital (штат Вирджиния, США). Дизайнер Centiva Дейл Девис устроил на полу детского отделения госпиталя настоящее буйство красок, достойное продвинутого городского райтера. Яркие цвета помогают пациентам отвлечься от больничной жизни, почувствовать себя в более комфортной и привычной среде.

«Городское общественное пространство, – говорит Татьяна Кузнецова, – его оформление, безусловно, питается идеями улицы. Преломляясь в профессиональном взгляде дизайнера, опираясь на новые технологии, цвет и страсть андеграунда становится главным трендом оформления общественных помещений. Конечно, это делает окружающую среду куда более дружественной человеку и примиряет нашу природу с реалиями мегаполиса. Более того, можно заметить, что цвет начал экспансию и в жилища. По «бытовому» спросу на плитку Art Vinyl видно – наряду с привычными вариантами, имитацией камня или дерева, набирает популярность и необычная цветовая гамма, от почти «кислотных» расцветок до перламутра и металлика».

Нужно заметить, что проблемы визуального загрязнения городов актуальны не только в мегаполисах, но и маленьких городках. Причем из-за ограниченности средств приёмы борьбы жителей с подобной ситуацией вновь оказываются близки граффитчикам. Наглядный пример – современная история старинного русского городка Боровска, расположенного всего в ста километрах от Москвы. Московский пенсионер Владимир Овчинников, формально никак с искусством не связанный и, тем более, далёкий от андеграундных городских субкультур, сумел превратить маленький провинциальный райцентр в настоящую мировую достопримечательность. Удивительно, но большинство работ до сих пор целы и не пострадали от вандалов. Более того, обычные для России «граффити» из трёх букв также стали появляться в окрестностях картин значительно реже, а город, неожиданно для своих обитателей, стал местным туристическим центром.

Как показывает история, рост города может быть разным: его можно культивировать, подобно саду, или бросить на произвол судьбы, превратив в опасное для обитателей пространство. Опыт больших и малых городов показывает – первый путь, какими бы способами ни обеспечивалось «приручение», куда более благоприятен как для города, так и для его жителей.

Пресс-служба компании Tarkett