Энергоэффективность: нормативно-правовой аспект
Во времена Советского Союза вопросы энергоэффективности жилых зданий не рассматривались в качестве приоритетных. На первом месте тогда стояла экономия строительных материалов и уменьшение сроков строительства. Снижая капитальные затраты, государство в разы увеличивало эксплуатационные, в расчёте на то, что дешевого топлива стране богатой природными ресурсами хватит если не навсегда, то очень надолго.
В результате не менее одной трети всех добываемых в СССР энергоресурсов уходило на нужды отопления. Подобное расточительство, не говоря уже о негативном воздействии на окружающую среду, побудили к принятию в середине 90-х годов прошлого века первых норм, улучшивших энергоэффективность зданий. В создании СНиПов и ГОСТов в данной сфере Россия ориентировалась на опыт развитых стран, где вопросами энергоэффективного жилищного строительства занимаются на протяжении долгого периода времени. Итог этой работы - международные нормативные документы, рассматривающие все аспекты повышения энергетической эффективности зданий.
Исторический аспект
Вопрос энергосбережения в строительстве стал объектом пристального внимания с 70-х годов XX века. Главной причиной послужило осознание необходимости экономии энергоресурсов после мирового энергетического кризиса 1974 года, а также создание инновационной концепции устойчивого развития и её принятие большинством развитых стран мира. Разработка первых принципов в области энергоэффективности зданий стала результатом критики Международной энергетической конференции ООН. Оппонентами МИРЭК выступили специалисты, которые говорили об огромных резервах повышения тепловой эффективности зданий. В ответ на это в 1976 году МИРЭК был сформулирован основной принцип экономии энергии. Он гласил, что “энергоресурсы могут быть использованы более эффективно, если меры, которые осуществимы технически, обоснованы экономически, а также приемлемы с экологической и социальной точек зрения”.
В последующие годы во многих странах были разработаны нормы, которые позволили в ограниченное время значительно снизить рост энергопотребления в строительстве. Первые нормативно-правовые акты были приняты на государственном уровне в Дании (Danish BR77 standard) и Швеции (SBN-80, Svensk Bygg Norm). Как результат, в течение семи лет в Дании потребление тепловой энергии на нужды отопления зданий снизилось на 28%, а в Швеции - почти в два раза. На сегодняшний день энергетические стандарты в этих странах выше норм в других странах Евросоюза.
В середине 80-х годов в Германии была создана новая концепция энергосбережения в жилищном строительстве, которая получила название Passivhaus. Дома, построенные в рамках Passivhaus, должны были использовать для нужд отопления преимущественно внутренние тепловые ресурсы и иметь минимальный теплообмен с окружающей средой за счёт высококачественной теплоизоляции. На сегодняшний день Passivhaus, а также практически аналогичный ему по требованиям канадский стандарт R-2000, признаётся экспертами ведущим стандартом с точки зрения энергоэффективности в мире.
Первым нормативным актом, который в полной мере можно назвать международным, стала Директива Евросоюза 93/76/ЕС по ограничению выделений двуокиси углерода путем улучшения энергетической эффективности или SAVE. Документ был принят в 1993 году и предусматривал целый ряд мер по повышению энергоэффективности жилых зданий. В их числе - разработка энергетических паспортов зданий, эффективная теплоизоляция вновь возводимых зданий, регулярный анализ статей расхода энергии и повышение эффективности её использования, и даже субсидирование на государственном уровне трети расходов, направленных на экономию энергии.
На основе закона SAVE в феврале 2000 года Европейский Парламент и Совет ЕС принял программу содействия энергоэффективности зданий с аналогичным названием. Программа предусматривала меры по стимулированию повышения энергоэффективности зданий, поощрение инвестиций в энергосбережение частными и общественными потребителями и в промышленности, а также создание условий улучшения интенсивности энергопотребления в сфере конечного потребления.
Нормативный акт и программа SAVE стала базой для создания новых норм и стандартов в области энергоэффективности в ряде стран ЕС – Германии (EnEV-2002), Франции (RT - 2000), Нидерландах (1998) и других. Их основная задача состоит в снижении до 30% потребления первичной энергии в жилых зданиях по сравнению с ранее действующими стандартами. Необходимо также отметить тот факт, что нормы, созданные на основе SAVE приравнивают меры по сбережению энергии тепловой защитой здания к мерам по сохранению энергии в отопительных системах и системах теплоснабжения.
Современные нормы
В 2000 году было проведено научное исследование, которое показало, что к 2030 году зависимость Евросоюза от импорта энергоресурсов достигнет 70%, тогда как в данный момент этот показатель не превышает 50%. Это подтолкнуло Европейский Парламент и Совет ЕС к принятию “Европейской стратегии надежного обеспечения энергетических поставок”, получившей широкую известность как “Зелёная декларация”.
В одном из приложений к декларации указано, что потребление энергии в быту и сфере услуг составляет 40,7% совокупного потребления энергии в станах ЕС. При этом порядка 84% этой энергии приходится на обеспечение нужд отопления и снабжения зданий горячей водой. В свою очередь, данные национальных исследований, проведённых в ряде стран Евросоюза, показали, что более 75% жилищного фонда в Европе требуют модернизации для снижения энергопотребления.
Опираясь, на данные исследований и показатели, приведённые выше, в декабре 2002 года была принята новая Директива 2002/91/ЕС (общепринятое название EPBD), которая вступила в силу с первого января 2003 года. Её главной целью является реализация потенциала экономии энергии, который на текущий момент оценивается в 50% и снижение выбросов СО2 в атмосферу на 45 млн. тонн в год.
В Директиве прописаны общие условия методологии расчета энергоэффективности и минимальные требования для строящихся и уже существующих зданий, являющихся предметом реконструкции. Кроме того, документ говорит о необходимости энергетической сертификации зданий, о которой говорилось ещё в SAVE.
Наиболее важным при расчёте энергоэффективности зданий является учёт абсолютно всех факторов, способных повлиять на конечный результат. Это теплотехнические характеристики здания, отопительные установки и горячее водоснабжение, механическую вентиляцию, осветительные установки, характеристики внутреннего микроклимата, а также климатические особенности региона и даже ориентацию зданий на местности.
EPBD повысил значение сертификата (энергетического паспорта) энергоэффективности зданий, по сравнению со стандартами SAVE. Энергетический паспорт должен содержать показатели энергетической эффективности здания, используемые в стандартах, принятых на государственном уровне. Это необходимо для того, чтобы потребители могли провести сравнение характеристик нескольких объектов и выбрать оптимальный вариант. Данное положение является стимулирующим фактором, так как, работая над повышением энергоэффективности здания, девелоперы получают дополнительные конкурентные преимущества.
На основе EPBD в государствах ЕС были внедрены нормы, способствующие повышению энергоэффективности вновь возводимых и существующих зданий площадью свыше 1 000 м2. В частности, ещё на этапе проектирования домов данного типа должны быть выбраны и утверждены системы теплоснабжения.
В ноябре 2008 года было одобрено внесение поправок в Директиву EPBD, значительно ужесточающих требования к энергоэффективности. В частности, современным стандартам должны будут также соответствовать дома площадью менее 1 000 м2. Страны-участники ставят амбициозные цели по достижению экстремально низкого или нулевого энергопотребления. Так, к 2020 году Дания планирует сократить его на 75% по сравнению со старыми зданиями, Норвегия, Нидерланды и Германия строить пассивные дома (отапливаемые за счет внутренних ресурсов), Великобритания и Венгрия – здания, при эксплуатации которых в атмосферу не выделяется CO2, а Франция – сооружения, которые не будут потреблять, но даже вырабатывать энергию.
Важным международным документом стал и Киотский протокол, принятый в декабре 1997 года. Он обязывает страны с развитой и переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом. В частности, страны ЕС приняли обязательство по снижению выбросов на 8%, Япония и Канада – на 6%, а Россия обязалась сохранить среднегодовые выбросы на уровне 1990 года. Киотский протокол действует в период с 2008 по 2012 год, и ожидается, что в декабре 2009 на конференции ООН в Копенгагене ему на смену будет принято новое соглашение.
Ещё одной формой регулирования являются нормативные акты, принятые на саммитах Большой Восьмёрки. Основным из них на сегодняшний день является документ “Глобальная энергетическая безопасность”, принятый на саммите Большой Восьмёрки в Санкт-Петербурге, 16 июля 2006 года. Он включает в себя “Санкт-Петербуржский план”, в третьем пункте которого подробно оговариваются меры повышения энергетической эффективности.
План характеризует сбережение энергоресурсов в качестве меры, равносильной их производству, а в большинстве случаев как более рентабельный и экологически ответственный способ обеспечения растущего спроса на энергию. Помимо этого, повышение энергоэффективности расценивается как основной фактор укрепления глобальной энергетической безопасности, способствующий улучшению экологии, благодаря сокращению выбросов СО2 и других загрязняющих веществ.
“Санкт-Петербуржский план” предусматривает создание максимально строгих стандартов энергетической эффективности, в том числе и в области строительства, в странах-участниках G8. В разделе о стимулировании указана необходимость создания финансовых и налоговых стимулов, способствующих внедрению энергоэффективных технологий, а также необходимость принятия мер по расширению масштабов применения уже существующих технологий. Другим мотивирующим фактором является внедрение энергоэффективных технологий в зданиях государственных учреждений.
Необходимо отметить, что международные документы, в том числе Директива 2002/91/ЕС, Киотский протокол и “Глобальная энергетическая безопасность”, рассматривающие в качестве одного из приоритетных направлений повышение энергетической эффективности в строительстве, а также опыт развитых стран, послужили основой для создания нормативно-правовой базы в России.
Российский опыт нормирования
Первым шагом к реализации мер по повышению энергоэффективности в нашей стране стала “Энергетическая стратегия России до 2020 года”, принятая в 1992 году. Согласно ей, приоритетными направлениями в области снижения энергоёмкости ВВП является привлечение интереса бизнеса к вопросам энергосбережения, а также создание условий для инвестирования в данную область. Помимо всего прочего стратегия предусматривает предоставление льготных условий для ведения бизнеса в сфере энергосбережения.
На тот момент возможности для реализации “Энергетической стратегии” были ограничены отсутствием нормативно-правовых механизмов, способствующих внедрению энергосберегающих мер. Ситуация во многом изменилась в 2003 с принятием Федерального закона “Об энергосбережении”, в котором уделялось большое внимание повышению энергетической эффективности зданий и использования энергосберегающих материалов при их строительстве. Выход закона послужил толчком для разработки комплекса нормативных документов, регулирующих различные аспекты энергоэффективности на федеральном и региональном уровне.
В их числе был СНиП 23-02-2003 “Тепловая защита зданий”, а также Территориальные строительные нормы “Энергетическая эффективность в жилых и общественных зданиях”, которые действуют в 52 субъектах РФ. Пересекающиеся с EPBD новые стандарты энергоэффективности позволили улучшить теплозащитные характеристики ограждающих конструкций здания в 2,5 – 3 раза. В результате в среднем энергопотребление вновь строящихся жилых зданий сократилось с 600 кВт, ч/м2 до 350 кВт, ч/м2.
Сегодня в России реализуется несколько федеральных и региональных программ по повышению энергоэффективности. В их число входит федеральная программа “Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года”, нацеленная на перевод экономики России на энергосберегающий путь развития, сокращение вредных выбросов в атмосферу и минимизацию загрязнения окружающей среды. Кроме того, можно выделить Федеральную целевую программу “Повышение эффективности энергопотребления в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы”, совместный проект России и ЕС - “Энергоэффективность на региональном уровне в Архангельской, Астраханской и Калининградской областях”, а также Целевую программу “Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006 – 2010 годы”.
Поскольку по статистике около 50% энергопотребления приходится на сектор домашнего хозяйства, реализации региональных программ по энергосбережению способствует информирование населения о необходимости и способах экономии энергии. Так, хорошо заметны подобные информационные кампании в Москве, проводимые при поддержке Департамента топливно-энергетического хозяйства города.
К данной программе с августа 2008 года присоединился мировой лидер в области производства негорючей теплоизоляции – компания ROCKWOOL. Особенностью кампании является не просто призыв к общественности рационально использовать тепло- и электроэнергию, но и предложение конкретных полезных советов по ее экономии.
В рамках информационной программы работает сайт www.beregiteplo.ru, рассказывающий о потерях энергии и тепла в России, эффективных способах их сокращения и опыте строительства энергоэффективных зданий в Европе и России. Размещенные на улицах столицы, а также Санкт-Петербурга, Казани и Краснодара билборды сообщали, что теплоизоляция помогает экономить на отоплении дома до 90% энергии. «Просто утеплив все конструкции здания качественной теплоизоляцией вы значительно снижаете затраты на поддержание в помещениях комфортной температуры», - комментирует генеральный директор российского подразделения компании ROCKWOOL Ник Винс.
Роман Ильягуев
Пресс-служба компании ROCKWOOL Russia